Порфировый шелк

Яков Есепкин

Порфировый шелк

* «Яков ЕСЕПКИН — ведущий современный российский писатель. Между тем его имя лишь недавно попало в заголовки литературных новостей. Книги ретроавангардиста, возвысившегося на ментальном подиуме Серебряного века, стали главным открытием русской и русскоязычной литературы нашего времени. Творческая судьба Есепкина трагична. «Ночному певцу» не было и двадцати, когда в Антикварном Самиздате один за другим вышли сборники «Готика в подземке», «Классика» и «Мраморные сады».»


Цитата из презентационного текста на Белградской и Стамбульской Международных книжных выставках-ярмарках

XVI

Дале немость и свечки в крови
На пасхальных столах, и терцины
Ко хлебам, всяк умолкший – лови,
Нас веселием жалуют Цины.

Тщились небы еще оболгать,
Заказали и каддиши к читке,
Не гекзаметры ль внове слагать,
Хватит яда Моцарту и Шнитке.

Се кармином блудниц остия
Вдоль трапезных свиваются чадно,
И обручники, пурпур лия,
Из оконниц глядят непощадно.

XVII

Утаим от Киприды мелки,
Божевольные розы поднимем,
Оглашайте пиры, ангелки,
Мы серебро со чернию имем.

Сей путрамент Аида темней,
Мрамор вечности им ли сводили,
Плачет Пила и ангелы с ней,
Здесь юдиц хорошо усладили.

Нас боится Геката, с ланит
Мел истек на кантовки витые,
И молчим, а серебро тиснит
Ханаана архивы пустые.

XVIII

Злые мрамры обломки свое
В среброжелтой Неве соглядают,
Нам ли нимфы дарят остие,
Дивы опер над нами ль рыдают.

От кого и бежали – узри
Ид картавых без матовых глянцев,
Суетятся меж ими псари
Во шелковьях летучих голландцев.

Крыс придавит дворцовая ось,
Желть свечная угасится мелой,
И колонны ростральные вкось
Выжжет сребром Невы онемелой.
XIX

Полетим с ангелками во ад
Томных жен всепорочных забавить,
Опадает Нескучный их сад,
Иродивости сих ли избавить.

Стикс не слышит успенных сирен,
Лесбос падший исцвел в стороне бы,
Сколь Улисс наготой оборен,
Так и время взвиваться на небы.

Выжгут Мойрам картавые рты
Ледяные фламбе и фритюры,
И начнут веселиться кроты
Под небесных музык увертюры.

XX

Майский пурпур опять увиет
Нас армою холодных кипеней,
И о барве чудесных виньет
Кровь замоем с всерайских ступеней.

Ах, одесные эти балы,
Первоцветие белых язминов,
Мы еще убежим кабалы
Четвергов и юдиц бальзаминов.

А их тусклые пудры Аид
Соведет – и очнемся тогда мы
Во призрачных цветах аонид,
Осенявших тоской Нотр-Дамы.

* Контакт: mettropol@gmail.com

Порфировый шелк

Яков Есепкин

Порфировый шелк

* Книги Якова ЕСЕПКИНА представили Россию на Международных книжных выставках-ярмарках в Белграде и Стамбуле. Творчество нашего современника, выдающегося писателя с мировым именем стало предметом дискуссий литературоведов-славистов.

XI


Стол Гиады пустой застелят,
Кровь оцвета довыпьют лилеи,
Яко гипсом кронпринцев мелят,
Нас о желтии вспомнят аллеи.

Ах, серебро еще исторгнем,
Течный мел воздыхай, Иегудим,
Кто и пил с ангелочками – нем,
Никого, никого мы не судим.

Здесь любили честно пировать,
Яко мальчиков сех не дождаться,
Хоть и будем с лилей обрывать
Лепестки и во желть соглядаться.

XII

Кровь лиется из амфор златых,
Опьянели царевны во шелках,
Это мы ли меж камор пустых
Свечки тлим о рисованных волках.

Виждь – еще иудицы бегут
С молодыми волками Галлеи,
Сколь звездам сумасшедшим не лгут
Циминийского леса аллеи.

Чезнет хором, червово рядно,
А за сем нас колодники ждали,
И со кровью мешали вино,
И на вишнях юдольных гадали.

XIII

Губы миррой свечной затекут,
Нощь во красном увьют леониды,
Август, дичь ли, десерт совлекут
Из подносов твое аониды.

Вот фаянсы и севрский вазон,
Гобеленов фламандских призрачность,
Гребни масла тяжелый озон
Тще взбивают, се тленная мрачность.

Нас прожгло леонидами вкось,
Чернокосые остия рдятся,
И в зерцальную тусклую ось
Битых мрамров обломки глядятся.

XIV

От белен мы и стали темны,
Веселятся юдицы, алкают
Мед с серебром о свете Луны,
Им еще и еще потакают.

Се опять фарисейская мгла,
Держат вина фаянсы и млечность,
Юродные сидят круг стола,
Сех тостовник за нашу ль увечность.

Ах, Моцарт, яды паче земных
Испили мы и вновь соявились –
Доплетать меж цветов ледяных
Кровь на свечи, какими превились.

XV

Побежим с князем нощи туда,
Где пенаты в сиреневой пудре,
Где небесностью дышит Звезда
И пеют о блажном златокудре.

Ах, чудесна сия карусель,
Юровая беззвездная шара,
Так и мы не тушили досель
Тусклый огнь грозового пожара.

Кто увечных казнил, сонимай
Ото яств неготечные губы,
Плачь фаянсы в крови и внимай,
Как рыдают о нас душегубы.

* Контакт: mettropol@gmail.com

Порфировый шелк

Яков Есепкин

Порфировый шелк

VI


Се, Вергилий, тенет мишура,
Нас ли ждали честные сильфиды,
Меж цевниц источаются бра,
Где сновали безумные Иды.

Червой стянут серебро волхвы,
Был февраль, днесь музыка иная,
Кутия солоней пахлавы
И печальна юдоль всеземная.

Суе плакать, блаженен и смрад,
Хватит звезд – темнотой упоенных,
И гниет золотой виноград
Под стенание маршей военных.

VII

Темновейный атлас убелят,
Выжгут чермные нити златые,
И успенные души вселят
В наши тусклые тени витые.

Что алкали юниды вино,
Змеи в кубках лежат ассирийских,
От камен мы бежали давно,
Всех сочли на развалах астрийских.

И внимай – пиры вечности мглы
Облачили во тлен, а доныне
Мертвым шелком превиты столы,
Где серебро точится по глине.

VIII

Всекричим, а лиется одна
Только немость, окончены речи,
Вновь колодники алчут вина,
Гои вьют со перстов наших свечи.

Не тоскуй, Береника, волос
Яд твоех денных лилий желтее,
Мы воспоим еще невских ос,
Поклонимся еще Византее.

А к столам совлачат, забывать
Сны о милой юдоли и свечность
На просфирках – и будем свивать
Вдоль зерцальниц червовую млечность.

IX

Красных лотосов огнь угасят,
Ад ли ведал порфиры земные,
Днесь еще псалмопевцы висят
На столбах, лишь сие именные.

Круг пустое начинье одно,
Тьмы кротов меж халвы копошатся,
Звезды цветили хлеб и вино,
А волхвы к нам зайти не решатся.

Пир гудел, се и гамбургский счет,
В назидание ветхим ученым
Дев кургузых Геката влечет
Ко цветочницам тьмой золоченым.

X

Шелк на плаху стелят палачи,
Леворукие тризнят безглавых,
В перманенте алмазной парчи
Как и мальчиков помнить кровавых.

Утром челядь отмоет полы
Во ярких грановитых палатах,
Иегуде и Низе столы
Разбирать: яд ли, мел на салатах.

И таились, и свеч перманент
В кровь мешали, се пряча за троны,
А одно выдал всех диамент –
Нощно им серебрятся короны.

Контакт: mettropol@gmail.com

Порфировый шелк

Яков Есепкин

Порфировый шелк

I


Невский мраморник нощно зальют
Падом звездным и желтой половой,
И пифии венечье скуют
Нашим теням со крошки меловой.

Развели аониды ль мосты,
Мертвых рамена жгут ледяные
Крестовицы и розы желты,
Имут челяди цветы иные.

Над обломками гипса века
Плакать царским невестам успенным,
Ах, Пиитер, юдоль высока,
В сей гореть лишь теням белотленным.

II

В персть меловые яды сольем,
Щедр август на столы залитые,
Упоен виноградом голем,
Тлят Елеон сурьмы золотые.

Се искрится небесный арак,
Томно дивы снуют меж столешниц,
Мед истек во ложесны и мрак
С уст чумою вседышащих грешниц.

Кубки наши звездами полны,
Пьем с царями успенными вечность,
Где погибель таят ложесны
И вишневых тенет червотечность.

III

Кто не предал, реки, немота,
Гипс звучнее и мраморов нега,
Не Цилию кровавостью рта
Остановим – червление снега.

И кому Слово молвить, одне
Галилейские змеи взлетают,
Каждый отрок всебледный в огне,
Губы наши сукровично тают.

Не молчите хотя во крови
Убиенных царевн желтопалой,
Горше нет юродивой любви,
Тлеть и тлеть ей над глиною алой.

IV

Алавастры не держат вина,
Пировают Алеппо и Дельфы,
Пьют цари до червового дна,
Алчут кафистов темные эльфы.

Мгла в зерцальниках ночи темней,
Кто и чахнет над вишней тлеенной,
Се Геката и пурпур на ней –
С благолепых цариц обиенный.

Те балы присновечно текут,
Ныне воск их течется на мрамор,
Где со кровью серебро цикут
Нам заносят юдицы из камор.

V

Сабинянок Европа во снах
Летаргических видит меж лилий,
Чуден вечности белый монах,
А кого и неволить, Вергилий.

Были пиры – литаний огни
В Христиании сказочной тлятся,
Камераты умолчны одни,
Где Щелкунчики зло веселятся.

Подвигает бокалы давно
Чернь за стойками ниш бакалейных,
И червовое сребрит вино
Гробы спящих царевен лилейных.

Сонник для Корделии

Яков Есепкин

Сонник для Корделии

XXXXVI

Спи, юдоль, божевольные сны
Всем обещаны темным Эребом,
Се язмин подле яркой стены,
Се и мы под аттическим небом.

Сени ветхие тех ли почтят,
Нет милей им теней удушенных,
Боги Ада еще ль и хотят
Видеть нас меж гостей оглашенных.

Затрапезная челядь, псари,
Вдов юдицы позвали на тризну,
Мы пророки были и цари,
Чти, юдоль, хоть бы нашу старизну.

XXXXVII

В белых розах младенцев найдут,
Камни шелком совьют и цементом,
Нас к вечере юдицы не ждут –
Застилайте столы диаментом.

Пир ли это, алмазные ль сны,
Бьются тени и крысы чумные,
Яко звезды таят ложесны,
Петь оцветники сем ледяные.

Змеи червные свились по лбам,
Пляшут Цины вкруг морочной ёлки,
И сквозь перстные кости к губам
Всё тянутся кровавые шелки.

XXXXVIII

Уставляйте начиньем столы,
Гипсы любят балы роковые,
Лорелея, сколь мы веселы,
Антикварные се пировые.

От порфирнозлатой мишуры
Дивной мглой всемерцают сувои,
Сколь и Божии звезды остры,
Сколь белятся траурные хвои.

Будут свечки во злате пылать,
Будут ангели плакаться Леям,
И еще воскричим – исполать
Белым гипсам и темным аллеям.

XXXXIX

Иль темно от капрейских садов,
Истончились алмазности мая,
Вновь несут ли червицу плодов,
Се испьем, путраменты взнимая.

Днесь и пир: увивайте ларцы
Нашей кровию темной, Эдемы,
Вечность горние клонит венцы,
Се пифиям еще диадемы.

Хмель с музык бесталанных собьет,
Перси ядные шелк обесцветят,
Всех червница рябая увьет,
Яко мертвые пламена светят.

У темных царевен

Яков Есепкин

У темных царевен

Десятый фрагмент


Вновь сангины царевен темны,
Вновь рисуют свое натюрморты
Феи Ада, волшебные сны
Обещают на ангелы Морты.

Новолетие, хвоя каждит,
Золотыя свечницы блистают,
Ели эти и кто преследит,
Денно их соваяния тают.

И лиется, лиется арма
На одесного пира столовье,
И зерцает богиня сама
Гостий неб меловое шелковье.

Девятнадцатый фрагмент

Хвою млечным серебром тиснят
Феи ночи, вдыхая корицы,
И гостей опоенных манят
Шелком розовых платий царицы.

Ах, Ювентас, витые шары
Золоты и о хладном кармине,
Ждут еще нас благие пиры,
Мы очнемся еще в Таормине.

И Гиады найдут – рисовать
Лики ангельских воев из Плевен
Иль Никей и, мелясь, балевать
Со ваяньями темных царевен.

Двадцать четвертый фрагмент

Ах, Звезда, ах, благой Вифлеем,
Прелюбившая ночь Галилея,
Серебро. серебро мы пием,
Наднебесно с волхвами хмелея.

Что, Иосифе, феям поднесть
Меловым, аонидам тлетворным,
Хоть о Боге явимся как есть –
Диаментом увитые морным.

Виждит Господе юдиц, тусклы
Их юродные алчные бельмы,
Где серебро течет на столы
Чрез мраморник одесный и кельмы.

У ночных фей

* «Народ темен, общество равнодушно, элита глупа, невежественна, ортодоксальна и невосприимчива к великому. Трагедия гениального художника в том, что его некому воспринять и оценить. После Серебряного века тотальный эрзац минимум на столетие заместил и вытеснил метафизику искусства, Есепкин стал жертвой временной цезуры.»


Из эссе И. Лернис «Позднесоветская эсхатология»

Яков Есепкин

У ночных фей

Четвертый фрагмент


Мел шаров с золотою канвой,
Феи ночи, царевен сангины,
Мы, Геката, опять в пировой,
Чар иудиц бежим и ангины.

Се, волшебная хвоя тлеет
И панбархат юнеток сребрится,
И Цилии от нощных диет
Кельхи бьют, и шабли всеискрится.

Иль еще оглянемся – фарфор
Слота жжет, меловые гризетки
Внемлют дивные таинства Ор,
Ядом кремовым полня розетки.

Шестнадцатый фрагмент

Бутафоры меловниц рядят
В шелки темные с бледным подбоем,
Эвмениды ль за нами следят,
Услаждаясь полуночным боем.

Лейте, лейте, юнетки, одно
Хмель одесный, белейте над чашей,
Мы златое угасим вино
Цветом тьмы, амарантовой кашей.

И сбегутся юродных толпы
Во истечьях желтицы образной –
Пресаднящие гоев стопы
Миррой ночи омыть всеалмазной.

Двадцать седьмой фрагмент

От рождественской ночи ль пьяны
Феи неб, молодые вакханки,
К девам томным в их млечные сны
Злать ритонов соносят коханки.

Увивайте ж червицу и мел
Дивной хвои серебром истечным,
Кто еще веселиться умел,
Вновь гуляй за столовьем беспечным.

Иль очнемся — о слоте шаров
Меловые юдицы икают
И ядят, и с блядями пиров
Из киафов серебро алкают.

Тусклые алавастровые гравиры

* «Впрочем, российские камены мистическую линию никогда особо не приветствовали, не благоволили её апологам. Иные авторы романов века, в их числе Джойс, темноты избегли. Традиция, пусть и не яркая, историческою волею всё же возникла и в России, не такая мощная, как на Западе, в США, Латинской Америке, Индии и даже в Африке. Есепкин не мог не учитывать опыт предшественников, в его книгах содержится огромное количество мнимых обозначений Тьмы со всеми её обитателями.»

Из аннотации к книге Якова ЕСЕПКИНА «Сангвины мертвых царевен», издательство «Altaspera» (Канада), 2021

Яков Есепкин

Тусклые алавастровые гравиры

Девятый фрагмент


Яд алкают уста пирочеев,
Девы хладные нощность блюдут,
Умиляют серебром кащеев
И властительных царичей ждут.

Кукол маковых слави, Децима,
Их ли тристии ныне легки,
Арки Фив иль парафии Рима
Днесь хмельные вспоют ангелки.

Ах, и наши мученья подавны,
Яд точится в золоте кориц,
И лиют царской оперы фавны
Воск на перси успенных цариц.

Семнадцатый фрагмент

Бойся, юная Лола, Гертруды,
Сколь Офелии веи чисты,
Ядъ со уст претечет в изумруды,
Всеалмазные хлебы и рты.

Вечность милует сех фавориток
И печальных седых королей,
Днесь во талике утварном свиток,
А начиние мела белей.

Томный отрок багетные маки
Выбьет кровию нежной своей
И оденется мрамором – паки
Ядъ течет из отравленных вей.

Девятнадцатый фрагмент

Ирод-царь по сукровице вишен
Преведет золотыя каймы,
Цвет граната ль на пасху излишен,
Это мы, это, Господи, мы.

Ах, столы нощно царские ждали
Нас однех, так пируй, толока,
Аониды и суе рыдали –
С воскового пиют завитка.

И юдицы кричат божевольно,
И садовники яства тянут
Нашей кровью, лияше всесольно
Воск на дискос, за коим уснут.

Тридцатый фрагмент

Сколь немолчны хариты весною,
Им цветение – сущая мгла,
Возлетают над перстью ночною,
Бьют фаянсы на барве стола.

Ах, юдольного вешнего мая
Золотая планида, цвети,
Сонмы адских мокриц донимая,
Благоденствуй и к небам лети.

Но очнутся еще душегубы
И увидит во сне Звездочет,
Как чрез наши меловые губы
Пурпур с ветхою кровью течет.

Тридцать пятый фрагмент

Вишни, вишни каждят ледяные,
Столы милых пенатов горьки,
Столования присно иные
Обещали и нам ангелки.

Были вретища наши всезвездны,
Были мы паче нищих князей,
Хоть виждите цветущие бездны,
Майский воск ли, варварский музей.

Мрамор выведем нощною глиной,
Выбьем кровию патину слов,
Хоть и нимфа с златой окариной
Пусть восплачет над тьмою столов.

Сорок четвертый фрагмент

Аониды эфесскою тушью
Тлен путраментный жгут, суетясь,
Ах, легко их письмо, чистодушью
Всё мирволят, во склепах ютясь.

Изольем ледяные рейнвейны,
Присно ль вечерий алчет Сион,
Ангелочки теперь тускловейны,
В мглах сиреневых Аполлион.

Кровью знатны шелковые верви,
Розы смерти подвяжут шелка,
И диаменты темные черви
По устам преведут на века.

Сангины мертвых царей

*  «В отличие от Аксенова, Солженицына, Войновича, других литераторов, ставших диссидентами и невозвращенцами после достаточно комфортного существования в Советском Союзе, родоначальник антикварного самиздата никак не был причастен к писательскому официозу, всегда ассоциировался  с внеформатной фрондой. В истории мировой литературы периодически происходили мистические вещи. Вспомним едва ли не серийные знаки, подаваемые некими метафизическими силами при попытках первоначального издания «Мастера и Маргариты». Михаил Булгаков жестоко поплатился за написание романа века, ранее за словесность, чернила для материализации коей были темнее возможного и разрешённого цвета, платили и жизнями, и по гамбургскому счёту Гоголь, Ал. Толстой (за «Упыря» и «Семью вурдалаков»), лжеромантический Гриневский (Грин).»

Из аннотации к книге Якова ЕСЕПКИНА «Сангвины мертвых царевен», издательство «Altaspera» (Канада), 2021

Яков Есепкин

Сангины мертвых царей

Одиннадцатый фрагмент

Ветходержные башни таят
Алавастровых чаш соваянья,
Гостьи неб круг емин восстоят,
Морты скаредной нищи даянья.

Пировать ли еще – пировать,
Несть рейнвейны сюда ледяные,
Что и мертвых царей укрывать,
Ищут дочери нас юродные.

Очеса их желтицей полны,
Локны ядною мглой навиенны,
И бегут фаворитки Луны
Тусклых взглядов исчадий геенны.

Двадцать пятый фрагмент

И вольготно чермам балевать
Об атраменте млечных креманок,
Их серебряность алым свивать,
Желтью пудрить шелка нимфоманок.

В тьме холодных замирных лепнин,
Ах, убитых царей не ищите,
Се исход и престол именин,
Всяк тлеется на мраморном щите.

Набегут ли юдицы к столам –
Жечь беленою свечек всеталость,
Мы из хоров тогда ангелам
Падшим явим лилейную алость.

Тридцатый фрагмент

Из подвальников темных чермы
Ледяные соносят емины,
Это мы, это, Господе, мы
Алым пишем Твое керамины.

Спят цари опоенные, мгла
Паче снов, ядный шелк навивают
Иродицы о хладе стола,
Это, Господе, нас убивают.

Иль очнемся – всетостовый хлеб
Мажут нощной золотой богини,
Славя алые пильницы неб,
И дарят им шелка ворогини.

Сангины в Одеоне

* «Удивительно, но трагедия отсутствия истребленной тремя веками русской литературы читательской аудитории и, главное, отсутствия уровневой критики и литературоведения мало сказалась на рыночном спросе. Между тем сам Яков Есепкин не комментирует ситуацию, не дает интервью. Он действительно остается полностью закрытой фигурой. Возможно, это отложенная плата великого трагика деспотии за стену молчания, окружавшую его всегда.»
Из аннотации к книге Якова ЕСЕПКИНА «Сангвины мертвых царевен», издательство «Altaspera» (Канада), 2021

Яков Есепкин

Сангины в Одеоне

Восьмой фрагмент


Оды к радости, славьте иных
Музыкантов и пламенных граций,
Чуден хор камерат неземных,
Се балы и флеор декораций.

Наши литии чтил Одеон,
Томы наши Геката искала,
Рим блистал и одесный Сион,
Всюду глорию пели зеркала.

Но тлеющийся мраморник ал,
Кровь бежит вдоль столовий ручьями,
И менады серебро зерцал
Увивают блядей остиями.

Семнадцатый фрагмент

Ядной миррой лекифы полны
И холодные вишни тлеенны,
Мрамр и глина величьем равны,
Жгут серебром их дивы Фаенны.

Будем красные вина алкать,
Слушать песни музык новомодных
И лукавство гиад соискать,
Меж скелетов немея комодных.

Там лишь будем, где нас и не ждут
Юродивые дочери с хлебом
Отравленным, где царей блюдут
Ангела пред молчащим Эребом.

Тридцать шестой фрагмент

Лей цикуту, одесный четверг,
Заливай ядным хмелем емины,
Кровью стены распишет изверг –
Мы преидем и эти кармины.

Суе царичей ждал Вифлеем,
Крысы морные точат обсиды,
Лавром чела хотя увием,
Нас любили, Господь, аониды.

Иль соглянемся: внове бегут
Дщери к плахам, губителей чая,
И порфирных отцов стерегут,
Эолийский дурман источая.